Рефлекторная гимнастика по методу Войта

Из истории: Рефлекторная гимнастика по методу Войта применяется около 30 последних лет на кафедре реабилитации, спортивной медицины и физической культуры РНИМУ им. Н.И. Пирогова как на педиатрической, так и на лечебной части. Обучение данному методу за эти годы проводилось самыми разными специалистами Германии и практический опыт применения полученных навыков  касается такого количества патологий и нюансов работы в ортопедии и неврологии, что здесь мы высокомерно скажем, что кафедральный опыт работы давно уже перекрыл опыт работы отдельных немецких специалистов. Ассоциация метода Войта-терапии и только диагноза «ДЦП» является очень распространенной ошибкой неграмотности и отсутствия знаний в практике применения гимнастики. А эффективность работы в общей «реабилитационной практике» является огромной. Поэтому призываем ни в коем случае не ассоциировать метод с одним и(или) двумя диагнозами неврологии и(или) ортопедии.

О личности Войта.

Впервые терапия по Войта была применена в 1950 году. Терапия носит имя Вацлава Войта (1917-2000), который в то время был неврологом и педиатром при пражском университете. В 1954 году он стал врачом-консультантом в центре инвалидов Железнице того же университета (ныне в республике Чехия). Здесь в круг его обязанностей входило сопровождение детей и подростков, больных детским церебральным параличом (ДЦП). В 1968 году он эмигрировал в Германию: он работал и занимался научными исследованиями в ортопедической клинике при Кёльнском университете, а также в детском центре в Мюнхене. С 1990 Войта вернулся к преподавательской деятельности в пражском университете. В период с 1950 по 1970 годы чешский невролог Вацлав Войта, занимающийся реабилитацией детей с ДЦП, обратил внимание на то, что при определенных положениях тела путем давления на установленные зоны, у детей вызываются бессознательно повторяющиеся моторные реакции туловища и конечностей (рефлекс-локомоции). Наблюдая за тем, как двигаются во время занятий дети с частичным поражением опорно-двигательного аппарата, доктор Войта заметил, что эти движения подобны тем, которые выполняют здоровые дети! Он дал название этому фактору «врожденные образцы движения». А потом многократно подтвердил этот факт, регулярно вызывая эти образцы двигательных реакций у здоровых новорождённых, тем самым доказав их существование. Из этого он сделал вывод, что основной проблемой у детей, имеющих то или иное нарушение двигательного развития, является функциональная блокада нервных импульсов на различных уровнях ЦНС и ОДА. Принимая во внимание сделанные выводы, Вацлав Войта продолжил разрабатывать и внедрять метод, впоследствии, получивший название: «Войта-терапии».

Показания к Войта – терапии.

Войта-терапия может использоваться в качестве базовой терапии в физиотерапии и лечебной физкультуре при:

  • детском церебральном параличе (ДЦП);
  • задержке психомоторного (двигательного, речевого) развития;
  • периферических парезах или параличах верхних конечностей (Дюшена-Эрба, Дежерин-Клюмпке, Персонейджа-Тернера и др.);
  • двигательных нарушениях, возникших в результате поражения ЦНС при инфекционных заболеваниях (полиомиелит, энцефалит, полинейропатия) или воздействия физических факторов (черепно-мозговая травма, электротравма и др.);
  • нарушении осанки, сколиозе;
  • дисплазии тазобедренного(ых) сустава(ов);
  • косолапость;
  • системных соединительнотканных заболеваниях;
  • онкологическая патология на стадии терапии (при подтверждении лечащего онколога);
  • мышечные кривошеи;
  • врожденные миопатии;
  • реабилитация пациентов со спинальной травмой и последствиями поражения спинного мозга;
  • артрогрипозе;
  • задержка двигательного и стато-кинетического развития;
  • Даун-синдром и другие синдромы;
  • проблемы с функциями глотания, жевания, дыхания;
  • межпозвоночные грыжи, нестабильность (слабость) позвоночника;
  • болевой с-м, связанный с компрессией межпозвонковых нервов;
  • головные боли, связанные с нестабильностью (слабостью) позвоночника, нарушение кровоснабжения, иннервации по причине блокады шейного отдела позвоночника;

Противопоказания.

  • Воспалительные заболевания в острой стадии;
  • Повышенная температура;
  • Противопоказания со стороны врачей других специальностей (напр.: онкология, хирургия, ЛОР-патологии и др.)

ВОЗРАСТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ДЛЯ ВОЙТА-ТЕРАПИИM.

!!! – Мы специально вынесли эту тему под отдельный заголовок, т.к. именно в этой области существует самое мощное и давно существующее заблуждение. Итак: !!!

- Войта-терапия применяется в любом возрасте - !!! Информация на «просторах интернета», которая говорит о том, что Войта-терапия «работает» до 1 года, до 3 лет, до 7 лет является заблуждением и показывает серьезную безграмотность тех, кто берется говорить о принципах и основах метода. Около 30 лет данная методика применяется с прекрасными результатами на кафедре реабилитации и спортивной медицины РНИМУ им. Н.И. Пирогова на базе педиатрического и взрослого отделений кафедры.

Важно помнить следующее: Если мы говорим о применении Войта-терапии во взрослом возрасте необходимо обучение тем теоретическим основам, которые будут обеспечивать практические подходы и оценку работы метода у пациентов с конкретным диагнозом. «Зацикленность» большинства пациентов на первичных реакциях и диагностических критериях методики Войта в педиатрической практике, часто создает основу для отрицания эффективности применения Войта-терапии у взрослых, т.к. чаще всего, почти все эти реакции будут отсутствовать и попытка найти их и оценить эффективность по таким критериями является ошибкой.

ОСНОВА ВОЙТА-ТЕРАПИИ.

С раннего возраста ребёнок имеет определённые движения - это инстинктивные или рефлекторные движения. Реализуются они в силу возникновения импульсов в центральной нервной системе и распространения их до соответствующих мышц или мышечных групп. При нарушении в центральной нервной системе и опорно-двигательном аппарате, эти импульсы блокируются.

Суть Войта–терапии заключается в том, чтобы заставить мозг активизировать «врожденные образцы движения» с последующим развитием их в полноценные двигательные акты. Так постепенно, переходя от простого движения к более сложному, моторные навыки больного ребёнка доводятся до моторных возможностей здоровых детей его возраста.

Действие: обширное.

Описанные двигательные процессы рефлекторной локомоции по методу Войта содержат основные двигательные модели, задействованные при нормальном индивидуальном развитии моторики человека для поддержания позы и движения. Каждый пациент требует индивидуального подхода в соответствии с его основным заболеванием и вытекающими отсюда возможностями и ограничениями. Благодаря описанному широкому спектру действия Войта-терапия приносит пользу пациентам с различными заболеваниями, например церебральным парезом, сколиозами позвоночника или дисплазиями и вывихами тазобедренного сустава. Даже при ярко выраженных церебральных двигательных нарушениях поднимающие движения и коммуникативные способности испытывают заметное положительное влияние и изменяются. Воздействие Войта-терапии на пациента, в частности, может проявляться в следующих областях:

Скелетная мускулатура (небольшая часть):

  • Сегменты позвоночника выпрямляются, поворачиваются и становятся функционально более подвижными. Включение в работу аутохтонной мускулатуры позвоночника (в любом возрасте).
  • Голова может двигаться свободней.
  • Происходит центрирование суставов, прежде всего в бёдрах и плечах.
  • Нарушения позы уменьшаются.
  • Кисти и ступни могут более целенаправленно и более разнообразно использоваться для опорных и хватательных функций.

Лицевая и ротовая область:

  • Достигается облегчение сосательных, глотательных и жевательных движений.
  • Глаза двигаются независимо от головы и более целенаправленно. Улучшение зрения
  • Улучшение слуха
  • Голос становится громче и сильнее.
  • Облегчается доступ к речевым центрам, улучшается произношение.

Дыхательная функция:

  • Грудная клетка расширяется.
  • Дыхание становится глубже и стабильней.

Вегетативная нервная система:

  • Улучшается кровоснабжение кожи.
  • Улучшается ритм смены сна и бодрствования.
  • Активируются регулирующие функции кишечника и мочевого пузыря.

Восприятие:

  • Улучшается вестибулярная реакция.
  • Улучшается ориентация в пространстве.
  • Ощущения – холодное, тёплое, острое или тупое – усиливаются и становятся точнее.
  • Восприятие собственного тела становится более ясным.
  • Улучшается распознавание форм и структур при помощи одного осязания (стереогнозия).
  • Концентрация внимания сохраняется дольше и применяется более гибко.

Психика:

  • Пациент выглядит более уравновешенным, довольным, переносит большую эмоциональную нагрузку.